Берущий начало в районе площади Труда Крюков канал течет до самой Фонтанки. Как и другие водные артерии Питера, он имеет свою интересную историю, овеянную легендами и слухами.
В отличие от множества увлекательных эпизодов, связанных с происхождением названий других каналов, в данном случае история имени непримечательна. Канал назвали в честь старшего подрядчика Семена Крюкова, который руководил рытьем траншеи от Невы до Мойки в 1729 году. Целью проекта было соединение двух судоходных рек, Невы и Мойки.
Семен был знаком с самим Петром I. Уважая его талант и трудолюбие, император обещал назвать канал в его честь.
По слухам, причиной такой щедрости стала не только благодарность за услуги. Тогда Петр I покровительствовал художнику Никитину и устроил распродажу его картин, пригласив знать. Непривыкшие тратить деньги на искусство, гости неохотно покупали картины. Тогда царь устроил аукцион, и Семен Крюков, только что получивший гонорар за строительство канала, купил одну из картин за баснословную сумму – 1000 рублей. Царь оценил его поступок и назвал канал в честь подрядчика.
Как мы все уже знаем, владыка сдержал слово, и с 1738 года на картах Санкт-Петербурга стал фигурировать Крюков канал. Хотя тогда сооружение больше напоминало реку, текущую в глубине болотистой рощи.
В 1769 году комиссия по застройке столицы занималась планировкой района между Мойкой и Фонтанкой. Крюков канал было решено продлить до самой Фонтанки, придерживаясь ровной линии без поворотов и изгибов.
Чертежи для реализации проекта были подготовлены только к 1780 году, а строительство запустили еще через 2 года. Построенную часть-продолжение сначала назвали Никольским каналом, но впоследствии фамилия Крюкова «победила», и всю водную артерию стали называть в его честь. Тогда же начались работы по благоустройству набережной и возведению переправ.
Проект облицовки канала гранитными плитами разработал Герард Иван Кондратьевич, военный инженер, который также работал над проектом Московского водопровода.
Работы по облагораживанию территории завершили в 1787 году. А еще через 60 лет во время возведения Благовещенского моста власти применили нестандартный прием: отрезок Крюкова канала протяженностью от Невы до Новой Голландии закрыли трубой. Она стала источником разного рода слухов, легенд и пересудов.
В 1912 году мостовая над трубой просела, а потом и вовсе обрушилась прямо в подземелье. Район был окружен трущобами, и в этом месте стал процветать криминал. Сейчас на стыке с Адмиралтейским каналом стоят две закрытые арки. Возможно, за ними и скрыт вход в то страшное подземелье.
На набережной Крюкова канала стоит несколько исторических и архитектурных памятников, в которых происходили знаковые события в жизни многих знаменитых людей. Здесь в разное время жили Суворов, Пушкин, Жуковский, Блок, Достоевский, Мусоргский, Глинка, Захаров и Баженов.
Старинный канал стал свидетелем развития российского кораблестроения и формирования военно-морского флота. На берегу возник прославленный на весь мир Мариинский театр, рядом с которым открылась городская консерватория.
Сейчас облаченные в гранит, украшенные шедеврами архитектуры берега выглядят величественно и гармонично, но формирование этой красоты проходило в несколько этапов.
Жилая застройка побережья началась в 18 веке. Образцовые проекты домов для «подлых, зажиточных и именитых» разрабатывал Д. Трезини. Участки были выкуплены флотоводцами, военачальниками, чиновниками и другими приближенными Петра.
Расположенный в низине канал часто подтапливало после дождя, и пройти по набережной, пока не облицованной камнем, было практически невозможно. Поэтому строительство особняков затянулось на десятилетия, хотя большинство из них возводили из дерева – благо рядом были леса.
После сильных пожаров было решено строить каменные дома, причем каждого владельца земли обязали согласовывать проект особняка в управе. Они могли выбрать один из типовых проектов, разработанных архитектором Земцовым. Цель таких ограничений – создать набережные в едином стиле и обеспечивать противопожарную безопасность новых зданий.
Императрица Елизавета и вовсе запретила строить деревянные дома на берегах Крюкова канала особым указом. В тот же период возвели пятиглавый Никольский собор.
Весь жилой фонд Петербурга в 19 веке находился в частном владении, поэтому за порядком тщательно следили. В каждом здании был управляющий, швейцар и дворник. Бронзовые и медные ручки парадных дверей, произведенных из ценных пород дерева, полировали до блеска.
Гуляя по набережной, туристы могут насладиться историческими и архитектурными памятниками:
Крюков канал и его история подробно описаны в произведении Всеволода Крестовского под названием «Петербургские трущобы». Читая этот роман, вы сможете узнать малоизвестные факты об этом месте, заметить мельчайшие детали убранства набережной и исследовать подземелье, расположенное под Благовещенской площадью.
Прогулка по Крюкову каналу на морских каяках и байдарках включена в программу нашего утреннего тура. Мы проходим участок канала от Фонтанки до Мойки, любуясь на золотые купола Никольского собора, Мариинский театр, а у Новой Голландии сворачиваем к Юсуповскому дворцу. В ранние утренние часы Крюков канал особенно живописен: отсутствие транспорта, клубящийся над водой туман и посаженные вдоль канала деревья позволяют прочувствовать атмосферу Петербурга середины 19 века.