Лебяжья канавка. Историческая справка. Достопримечательности

Лебяжья канавка

Лебяжья канавка: водная артерия Летнего сада

Петербургский канал с поэтичным названием протекает между Невой и Мойкой, затрагивая Летний Сад и Марсово поле. Живописные набережные привлекают туристов, а легенды о тайной силе Лебяжьей канавки только усиливают интерес к этому историческому месту.

Историческая справка

Рытье траншеи на месте болотистой речушки Лебединки по направлению от Невы до Мойки началось в 1711 году и завершилось только в 1719. Первоначально берега укрепили деревом, а каменное оформление появилось только в 20 веке.

В 1955-56 году велась масштабная реконструкция канала – работами руководили инженер А.Д. Гутцайт и архитектор Л.А. Носков. Набережную усилили точно такими же гранитными банкетами, что украшают прилегающие берега Мойки.

Лебяжья канавка длиной 648 метров и шириной 8 метров была названа так из-за массового переселения лебедей, которые облюбовали только что построенный канал в 18 веке. Сейчас изящных птиц тут не увидишь, но название прижилось.

 

Канал пересекают два моста:

  • Верхний Лебяжий был построен в 1715 году из дерева, а в 1768 году на его месте возвели капитальную конструкцию из камня в рамках строительства гранитных набережных Невы. Переправа расположена у истока канала, рядом с Дворцовой набережной. Строительство велось под руководством Т.И. Насонова, а автором проекта стал архитектор И.Л. Росси. Мост прекрасно сохранился, не претерпев серьезных изменений за прошедшие столетия. В 1847 году и в 1928 году его ремонтировали без внесения правок в дизайн.
  • Нижний Лебяжий мост находится на северном берегу Мойки около устья канала. Мост довольно известен, так как соседствует с достопримечательностями: Летним садом, Марсовым полем, Инженерным замком и Михайловским садом. Эта переправа была построена в дереве в 20-ых годах 18 века инженером Х. ван Болесом, а каменный мост на этом месте возвели в 1837 году под руководством инженеров А.Д. Готмана, П.П. Базена и А.И. Ремезова. В 1849 году его ремонтировали из-за осадки, а в 1925 году пролетной свод из гранита и кирпича заменили на монолитный железобетонный, сохранив чугунные перила с уникальными узорами.

Важная роль небольшого канала

В 18 веке территорию Петербурга не просто так испещрили каналами: местность была сильно заболочена, и масштабной застройке мешали обильные подземные воды. Архитекторам и инженерам приходилось подводить к крупным объектам отдельные каналы, чтобы оперативно и без лишних сложностей подвозить материалы, параллельно решая вторую задачу отведения воды.

Лебяжью канавку прорыли как раз с этими целями. Летний сад постоянно заливало, и для решения проблемы прорыли два канала. Красный со временем засыпали, а канавка, излюбленная лебедями, осталась до наших дней.

В последующие годы благодаря бесперебойной работе Лебяжьей канавки оформили три обширных части Летнего сада: Парадный сад, Третий и Хозяйственный.

Достопримечательности Лебяжьей канавки

Особой атмосферой, царящей в этом районе Санкт-Петербурга, канал обязан старейшему саду города, величественным архитектурным памятникам и просторам Марсова поля.

Летний сад

Заложить этот парковый ансамбль повелел Петр I в 1704 году. Его создали как летнюю резиденцию царя, и работами на первом этапе руководил Иван Угрюмов (Матвеев). Территория не подходила для посадок, поэтому строителям пришлось приложить немало усилий в ходе мелиоративных мероприятий. Они укрепляли почву, рыли каналы и пруды, привозили грунт.

Сад возводили, совершенствовали и обновляли на протяжении нескольких столетий. Сюда привозили мраморные статуи из Венеции, устраивали огороды и теплицы, разбивали цветочные клумбы, высаживали экзотические деревья и кустарники.

Композицию сада выстроил французский архитектор Жан-Батист Леблон, добавив лабиринты, фонтаны со скульптурными композициями на сюжеты басен Эзопа. В 20-е годы 18 века в летнем саду начали содержать животных и устроили большой птичник.

Во второй половине 18 века Леблона сменил Растрелли, создавший каскадную композицию с величественным амфитеатром, фонтанами, скульптурами и художественной резьбой.

Елизавета Петровна впервые открыла сад для обычных людей – сюда допускали прилично одетых горожан по воскресеньям и в праздники. При Екатерине II возвели знаменитую ограду Летнего сада.

В 2011 году разрушенные скульптуры заменили точными копиями из натурального и искусственного мрамора. Многие оригиналы отреставрировали и переместили в залы Инженерного замка.

Марсово поле

На этой территории в начале 17 века проходили военные парады, поэтому в конце столетия там установили памятники великим полководцам Суворову и Румянцеву. В 19 веке площадь начали называть Марсовым полем по аналогии с площадками в Париже и Риме.

В 1917 году здесь возвели мемориал и захоронили погибших в ходе Февральской, октябрьской революций и Гражданской войны. Комплекс построили по проекту Руднева.

В 1919 году по предложению Бенуа на марсовом поле разбили низкий партерный сад и выполнили планировку парка. В 1957 году в центре мемориала зажгли вечный огонь. В начале 21 века здесь нередко проводились политические митинги.

Дом Бецкого, или Институт Культуры

Место этого объекта примечательно своей историей. В 20-ых годах 18 века архитектор Трезини построил здесь галерею, где любил прогуливаться Петр I. В 1750 году по проекту Растрелли на участке возвели деревянный Оперный дом, который еще называли «Большим театром».

В конце 18 века Екатерина II приказала начать строительство особняка для своего секретаря и деятеля просвещения, Ивана Бецкого. В этом доме побывал философ Дидро, польский король Понятовский, здесь же на протяжении 5 лет жил великий баснописец Иван Крылов. В 19 веке здание принадлежало принцу Ольденбургскому, а в 20 веке здесь открыли музей. С 1962 года в особняке разместили государственный Институт Культуры.

Сегодня петербуржцы причисляют Лебяжью канавку к городским «местам силы», где можно напитаться мощной энергетикой северной столицы. Сейчас канал глубиной всего в 1 метр считается декоративным. Сюда приходят в любое время суток, уютно устраиваются на гранитной набережной или наблюдают за Марсовым полем с каменной террасы Летнего сада.