Будучи не самым известным в Петербурге, Ново-Адмиралтейский канал не переполнен шумными туристами. Но в нем есть свое очарование и прелесть. Прогуливаясь по уютной набережной с непривычным для северной столицы озеленением и стенками с облицовкой из розового мрамора, вы сможете полюбоваться на дворец Бобринских, увидеть одно из старейших судостроительных предприятий России и зайти в часовню, что стоит на месте снесенного храма «Спас-на-Водах».
Голова протоки находится у пересечения Мойки и Адмиралтейского канала, а устье впадает в Большую Неву. Утопающий в зелени канал является восточной границей бывшего Галерного двора, на месте которого в 1800 году построили Новое Адмиралтейство.
Строительство началось в 1716 году с целью отделения Нового Адмиралтейства от территории жилой застройки и дополнительного транспортного снабжения Галерного двора. Поэтому в 1738 году канал нарекли Галерным. Так его называли вплоть до 1828 года, когда имя было решено сменить на Первый Адмиралтейский.
Современное наименование канал получил в честь Нового Адмиралтейства в 1836 году.
В царские времена стены канала были укреплены деревом. В начале 1970-ых годов левый берег облагородили по проекту инженера Гутцайта: возвели железобетонную стену, украсив ее розовым гранитом. Правый берег оформлен банкетной стенкой из железобетона, облицованного гранитными плитами.
Несмотря на малую длину – всего 303 метра – Ново-Адмиралтейский канал стал домом для нескольких достопримечательностей, поэтому посетить это место стоит однозначно.
Первая переправа в створе Галерной улицы была возведена в 1738 году. Ее каменная версия возникла здесь позднее и получила современное имя в 1829 году.
Судостроительное предприятие, заложенное в ноябре 1704 года Петром I, сегодня выпускает неатомные подводные лодки, десятки видов судов и кораблей. Свыше 5 миллиардов ежегодной чистой прибыли и собственный капитал, превышающий 31 миллиард рублей, делают это предприятие одним из крупнейших в России.
Первое судно, произведенное на этой верфи, было спущено на воду уже через полтора года после ее основания. В первые годы здесь строили небольшие суда: буера, галеры, шнявы, бригантины.
В 1709 году заложили первый линейный корабль на 54 пушки – знаменитую «Полтаву». В 1725 году здесь испытали первую подводную лодку, созданную по чертежам крестьянина Ефима Никонова. Здесь же спустили на воду легендарный революционный крейсер «Аврора».
В первой половине 19 века верфь перевели на Галерный двор, а в 1908 году она вошла в состав Адмиралтейского судостроительного завода. В начале 20 века заказов практически не было, и с целью снижения расходов верфь включили в состав Балтийского завода. В советские времена здесь производили атомные подлодки.
Сейчас внутрь можно попасть в рамках организованных экскурсий.
Архитектурный памятник в стиле классицизма вырос на Галерной улице в последнее десятилетие 18 века. Проект перестройки существующей усадьбы был заказан архитектору Луиджи Руска новым владельцем земли, сенатором Мятлевым.
Будущий прославленный зодчий, а тогда молодой и подающий надежды архитектор объединил два здания (плюс дом на соседнем участке) в единый комплекс. Впоследствии его и приобрела императрица Мария Федоровна. Она подарила имение Алексею Григорьевичу Бобринскому, внебрачному сыну Екатерины II, которого Павел I, единоутробный брат, возвел в графское достоинство.
Граф Бобринский практически не жил во дворце, но после его смерти вдова Анна перевезла семью в Петербург, обновила особняк и начала устраивать там пышные приемы.
На званых вечерах во дворце Бобринских бывал сам Николай I и Александра Федоровна, дворец посещали Вяземский, Жуковский, Горчаков и Пушкин.
В доме из красного кирпича по улице галерной в конце 19 века жил русский врач и общественный деятель С.П. Боткин. Он стал основателем санитарных организаций в Санкт-Петербурге и попечителем Александровской больницы, которая сейчас носит его имя.
Благодаря усилиям Боткина в городе появились первые санитарные кареты, ставшие прообразами современной скорой помощи.
Особняк в самом конце Английской набережной построил заводчик Демидов в 1738 году, причем на тот момент сам он находился под арестом, а работами руководил приказчик. После его смерти дом достался сыну Никите, наследники которого продали владение баронету Виллие.
Это был храбрец и интеллигент родом из Шотландии, который участвовал во всех войнах того времени и был лейб-медиком самого Александра I. Император и одарил его титулом.
Дом перестраивался несколько раз, так как часто переходил из рук в руки. После Виллие им владел купец Гауш.
В начале 20 века владельцем был художник и деятель искусства Александр Гауш, который отдал комнаты особняка под театр. На местных спектаклях побывали Александр Бенуа, Анна Ахматова и Николай Евреинов.
Церковь была построена в 1911 году в честь моряков, отдавших свои жизни в Цусимском сражении.
Сама греческая королева положила в закладной камень солдатский Георгиевский крест. Но в 1932 году храм взорвали, а настоятеля и часть прихода репрессировали.
В 1990 году создали Комитет, задачей которого стало восстановление разрушенной церкви. Как предтечу его возрождения построили часовню, по стилистике сходную с утраченным храмом. Сейчас там проводят панихиды по погибшим морякам.
***
Возможно, Ново-Адмиралтейский канал – не самая яркая достопримечательность северной столицы – здесь не погиб и не родился ни один великий человек, на его берегах не происходило восстаний или торжественных событий. Но у этого места есть неповторимое очарование старого Петербурга.
Особенно прекрасен канал летом, когда его берега зеленеют, а воде плещется рыба. Конечно, купаться здесь нельзя, но несколько памятных фото на Адмиралтейском мосту сделать никто не запретит. Если собираетесь в этот район, посетите дворец Бобринских, сходите на экскурсию на верфь и поставьте свечу за погибших в морских сражениях в Никольской часовне.
Фото
© Алексей Фёдоров, Wikimedia Commons
Источник: Wikimedia Commons, the free media repository
Автор: Alex ‘Florstein’ Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=34311195