Петербургский канал с поэтичным названием протекает между Невой и Мойкой, затрагивая Летний Сад и Марсово поле. Живописные набережные привлекают туристов, а легенды о тайной силе Лебяжьей канавки только усиливают интерес к этому историческому месту.
Рытье траншеи на месте болотистой речушки Лебединки по направлению от Невы до Мойки началось в 1711 году и завершилось только в 1719. Первоначально берега укрепили деревом, а каменное оформление появилось только в 20 веке.
В 1955-56 году велась масштабная реконструкция канала – работами руководили инженер А.Д. Гутцайт и архитектор Л.А. Носков. Набережную усилили точно такими же гранитными банкетами, что украшают прилегающие берега Мойки.
Лебяжья канавка длиной 648 метров и шириной 8 метров была названа так из-за массового переселения лебедей, которые облюбовали только что построенный канал в 18 веке. Сейчас изящных птиц тут не увидишь, но название прижилось.
Канал пересекают два моста:
В 18 веке территорию Петербурга не просто так испещрили каналами: местность была сильно заболочена, и масштабной застройке мешали обильные подземные воды. Архитекторам и инженерам приходилось подводить к крупным объектам отдельные каналы, чтобы оперативно и без лишних сложностей подвозить материалы, параллельно решая вторую задачу отведения воды.
Лебяжью канавку прорыли как раз с этими целями. Летний сад постоянно заливало, и для решения проблемы прорыли два канала. Красный со временем засыпали, а канавка, излюбленная лебедями, осталась до наших дней.
В последующие годы благодаря бесперебойной работе Лебяжьей канавки оформили три обширных части Летнего сада: Парадный сад, Третий и Хозяйственный.
Особой атмосферой, царящей в этом районе Санкт-Петербурга, канал обязан старейшему саду города, величественным архитектурным памятникам и просторам Марсова поля.
Заложить этот парковый ансамбль повелел Петр I в 1704 году. Его создали как летнюю резиденцию царя, и работами на первом этапе руководил Иван Угрюмов (Матвеев). Территория не подходила для посадок, поэтому строителям пришлось приложить немало усилий в ходе мелиоративных мероприятий. Они укрепляли почву, рыли каналы и пруды, привозили грунт.
Сад возводили, совершенствовали и обновляли на протяжении нескольких столетий. Сюда привозили мраморные статуи из Венеции, устраивали огороды и теплицы, разбивали цветочные клумбы, высаживали экзотические деревья и кустарники.
Композицию сада выстроил французский архитектор Жан-Батист Леблон, добавив лабиринты, фонтаны со скульптурными композициями на сюжеты басен Эзопа. В 20-е годы 18 века в летнем саду начали содержать животных и устроили большой птичник.
Во второй половине 18 века Леблона сменил Растрелли, создавший каскадную композицию с величественным амфитеатром, фонтанами, скульптурами и художественной резьбой.
Елизавета Петровна впервые открыла сад для обычных людей – сюда допускали прилично одетых горожан по воскресеньям и в праздники. При Екатерине II возвели знаменитую ограду Летнего сада.
В 2011 году разрушенные скульптуры заменили точными копиями из натурального и искусственного мрамора. Многие оригиналы отреставрировали и переместили в залы Инженерного замка.
На этой территории в начале 17 века проходили военные парады, поэтому в конце столетия там установили памятники великим полководцам Суворову и Румянцеву. В 19 веке площадь начали называть Марсовым полем по аналогии с площадками в Париже и Риме.
В 1917 году здесь возвели мемориал и захоронили погибших в ходе Февральской, октябрьской революций и Гражданской войны. Комплекс построили по проекту Руднева.
В 1919 году по предложению Бенуа на марсовом поле разбили низкий партерный сад и выполнили планировку парка. В 1957 году в центре мемориала зажгли вечный огонь. В начале 21 века здесь нередко проводились политические митинги.
Место этого объекта примечательно своей историей. В 20-ых годах 18 века архитектор Трезини построил здесь галерею, где любил прогуливаться Петр I. В 1750 году по проекту Растрелли на участке возвели деревянный Оперный дом, который еще называли «Большим театром».
В конце 18 века Екатерина II приказала начать строительство особняка для своего секретаря и деятеля просвещения, Ивана Бецкого. В этом доме побывал философ Дидро, польский король Понятовский, здесь же на протяжении 5 лет жил великий баснописец Иван Крылов. В 19 веке здание принадлежало принцу Ольденбургскому, а в 20 веке здесь открыли музей. С 1962 года в особняке разместили государственный Институт Культуры.
Сегодня петербуржцы причисляют Лебяжью канавку к городским «местам силы», где можно напитаться мощной энергетикой северной столицы. Сейчас канал глубиной всего в 1 метр считается декоративным. Сюда приходят в любое время суток, уютно устраиваются на гранитной набережной или наблюдают за Марсовым полем с каменной террасы Летнего сада.