В истории нередко случаются невероятные превращения: нечто маленькое, безымянное или совершенно незаметное вдруг становится значимым благодаря важным событиям, в которые «замешивается» по воле рока или случайных обстоятельств.
Безымянный Ерик, Голодуша – так называли знаменитую Фонтанку, пока она не стала частью северной столицы. На эти земли пришел Петр I и преобразил все вокруг.
Несмотря на то, что местные земли издавна были болотистыми, а климат дождливым, их издревле населяли люди. В 16-17 веке вдоль современной Фонтанки было две деревушки: русское село Усадица и финно-угорское поселение Кальюла. Жители назвали речушку Безымянным Ериком.
Вообще, ериками называли все потоки, которые вытекали из большой реки и через некоторое расстояние впадали в нее же. Так и получилось с Фонтанкой, которая начинается с Невы, течет по дуге по центральной части Санкт-Петербурга и потом опять присоединяется к главной водной артерии города близ Финского залива.
Название «Фонтанка» возникло в 1737 году, когда над ее поверхностью провели трубы, по которым в Летний сад поставлялась вода с Литовского канала. Потом оказалось, что ресурсов канала не хватает, и воду стали дополнительно брать из реки, используя для этого паровую машину.
Литовский канал был засыпан в 1890-ых, а Фонтанка до сих пор радует горожан и гостей Питера своей водной гладью. Правда, сначала ее назвали Фонтанной рекой, но в народе принято сокращать длинные наименования, поэтому вскоре прижилась более короткая и емкая «кличка».
Центральное расположение быстро спровоцировало бурный рост инфраструктуры вокруг дотоле незаметной речушки. Причем застройка началась с возведения дворца для самого Петра I, и Фонтанка быстро поднялась из грязи в князи.
Постепенно вдоль берегов реки начали как грибы вырастать роскошные особняки российской элиты: Шереметьевский и Шуваловский, Итальянский дворцы. Дома «попроще» строились по образцовым проектам Трезини.
Несмотря на престижные участки, Фонтанка была на самой границе города. В лесах за богатыми особняками скрывались бандиты и прочий сброд. Поэтому власти требовали от хозяев вырубать леса.
Во второй половине 18 века территорию за Фонтанкой стали постепенно застраивать, и река вошла в черту города. Через 10 лет город начали облачать в камень, чтобы укрепить берега каналов и уменьшить грязь на улицах. Русло Фонтанной реки выпрямили, расширили, ограничив его высокими гранитными стенами со спусками к воде и небольшими террасами. Гранитный парапет украсили чугунной оградой.
Проектом руководил инженер Ф.В. Бауэр, а после его смерти стройку завершили инженеры Борисов и Модерах. Во время проведения работ прошла первая масштабная стачка в России: 400 представителей пришли к Зимнему дворцу просить у Екатерины II разрешить конфликт с подрядчиком, который платил им гроши. Но эта акция закончилась арестом зачинщиков и ни к чему не привела.
Река течет на протяжении почти 8 км, и через ее русло перекинуто 16 мостов.
У самого устья находится Прачечный мост, построенный в 60-е годы 18 века. Решетчатые окна скрывают долговые ямы, в которые раньше бросали тех, кто не платил налоги, карточные долги.
Узники тесных камер в опорах моста не могли даже выпрямиться, сидя, согнувшись в три погибели на сильнейшем сквозняке. Так власти города «мотивировали» родственников на оперативный сбор выкупа, который шел в оплату долга.
Изящный Пантелеймоновский мост пришел на замену первому петербургскому цепному транспортному мосту, по которому часто гулял сам Пушкин. Великий поэт жил в доме неподалеку с 1833 по 1834 год. Потом эту переправу переделали с целью проведения трамвайных путей.
Неподалеку от Пантелеймоновского моста сидит знаменитый Чижик-Пыжик, в которого пытаются попасть монеткой все приезжие.
Самая легендарная переправа через Фонтанку – Аничков мост, который украшен скульптурами. Его в 1716 году построили по приказу Петра I на свайных опорах из дерева, а в 1721 расширили, и он стал разводным и 18-пролетным. Мост из камня появился здесь в 1785 году, причем его центральный пролет выполнили из дерева и сделали разводным. В 1842 году переправу полностью перестроили и украсили чугунными перилами с фигурками морских коньков и не слишком симпатичных русалок с копытцами.
На гранитных пьедесталах по обеим сторонам Аничкова моста выросли бронзовые скульптуры «Укротители коней», созданные П.К. Клодтом. Николай I несколько раз снимал скульптуры с моста, чтобы подарить их иностранным владыкам, и скульптуры приходилось создавать заново.
По довольно скабрезной легенде, обиженный из-за измены жены Клодт изобразил на причинном месте одного из коней лицо ее любовника. Если приглядеться, там действительно угадывается мужской профиль. По другой версии, это лицо Бонапарта.
Ломоносовский мост – одна из первых каменных разводных переправ, переброшенных через Фонтанку. Он дошел до наших дней, сохранив свой первоначальный облик. Параллельно с ним в 80-ых годах 18 века через русло реки перекинули еще шесть однотипных мостов.
Лештуков мост знаменит тем, что его назвали в честь фаворита императрицы Елизаветы, лейб-медика Лестока. Он организовал дворцовый переворот 1741 года и был французским шпионом.
Примечателен и Обуховский мост, проходящий по оси Москвоского проспекта, и названный по фамилии подрядчика, руководившего строительными работами в 1717 году. Сначала он был деревянным, потом его сменили на каменный в 1785 году, а в 1865 вновь переделали, превратив в трехпролетную арку. В 1939 он принял современный вид после перестройки с использованием железобетонных конструкций.
Прогуливаясь по набережной Фонтанки или проплывая вдоль ее русла во время водной прогулки, вы сможете увидеть Летний сад, Михайловский замок, Летний дворец Петра I, Чижика-Пыжика, музей Анны Ахматовой, Аничков дворец, усадьбу Державина, Шереметевский и Юсуповский дворцы, музей Фаберже и другие архитектурные памятники.
На берегах этой реки столько достопримечательностей, что на их обход уйдет больше двух недель. Поэтому во время визита в Питер стоит обязательно посетить Фонтанку и прогуляться по ее набережным, сохранившим дух петровских времен.